1 Вариант

Задание 1

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

A)  подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Б)  начало царствования Бориса Годунова

B)  учреждение Верховного тайного совета

Г)  Невская битва

 

ГОДЫ

1)  1240 г.

2)  1380 г.

3)  1598 г.

4)  1726 г.

5)  1945 г.

6)  1975 г

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Пример: (A-1, B-2 и тд.)

 

Задание 2

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)  убийство Андрея Боголюбского

2)  окончательный распад единой христианской церкви на католическую и православную

3)  перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

 

Задание 3

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  экономические реформы Александра II

Б)  новая экономическая политика

В)  междоусобица сыновей Владимира Святославича

Г)  реформы Избранной рады

 

ФАКТ

1)  создание Государственного банка

2)  отравление в Великом Новгороде Дмитрия Шемяки

3)  введение рекрутской повинности

4)  денежная реформа, установившая золотой червонец

5)  бегство в Польшу Святополка Окаянного

6)  создание стрелецкого войска

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Пример: (A-1, B-2 и тд.)

 

Задание 4

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. 

Географический

объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло событие (явление, процесс)

_______________(А)

Присоединение к Московскому княжеству

1470-е гг.

Царство Польское

Антироссийское восстание

_______________(Б)

_______________(В)

_______________(Г)

1770-е гг.

Черкесск

_______________(Д)

_______________(Е)

Пропущенные элементы:

1)  1700-е гг.

2)  Владивосток

3)  Великий Новгород

4)  восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

5)  1830-е гг.

6)  восстание под предводительством К. А. Булавина

7)  1890-е гг.

8)  строительство Транссибирской магистрали

9)  Оренбург

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Пример: (A-1, B-2 и тд.)

 

Задание 5

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

 

ИМЕНА

A)  Владимир Мономах

Б)  Владимир Святославич

B)  Олег Вещий

Г)  Игорь Старый

ПРОЗВАНИЯ

1)  разгром половцев

2)  объединение Киева и Новгорода

3)  восстание древлян

4)  крещение Руси

5)  разгром печенегов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Пример: (A-1, B-2 и тд.)

 

Задание 6

Прочтите отрывок из дневниковых записей.

«Утром 7 декабря вышел первый номер «Известий Московского Совета Рабочих Депутатов», в котором было опубликовано Постановление революционных групп об объявлении в Москве с 12 часов дня всеобщей политической стачки, которую следует стремиться перевести в вооружённое восстание. Весь революционный пролетариат, все рабочие, солдаты и граждане призывались к восстанию против царского правительства… Забастовка началась в течение уже того же дня почти на всех фабриках и заводах, во многих учебных заведениях, на электрической станции и на всех железных дорогах, за исключением Николаевской и Павелецкой. Рабочие стали собираться толпами на окраинах города, где происходили митинги, причём на митинге рабочих в паровозных мастерских станции Москва-Казанская раздавались револьверы и холодное оружие. Другая толпа рабочих с завода Гужона остановила поезд на Московско-Курской железной дороге и выпустила пары. Толпы стали выходить на улицы с красными флагами с надписями: «Да здравствует вооружённое восстание»… Москва объявлена на положении чрезвычайной охраны…

Того же числа мною была послана следующая телеграмма в С.-Петербург: “Возникшее сегодня мятежное движение, выразившееся общей забастовкой всех железных дорог, кроме Николаевской, и начавшиеся уже нападения на железнодорожные станции обнаружили совершенную недостаточность войск гарнизона. Для подавления движения убедительно прошу немедленной присылки бригады пехоты из Петербурга, без чего признаю положение очень серьёзным. Генерал-адъютант Дубасов”». 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  События, о которых говорится в дневниковой записи, относятся к 1917 г.

2)  События, о которых говорится в дневниковой записи, происходили в царствование императора Николая II.

3)  В том же году, в котором происходили описываемые события, в России была учреждена Государственная Дума.

4)  Автор дневниковой записи был уверен, что начавшиеся волнения, о которых говорится в дневниковой записи, можно легко подавить силами местного гарнизона.

5)  В волнениях, о начале которых говорится в дневниковой записи, основную массу участников составляли рабочие.

6)  События, о которых говорится в дневниковой записи, были началом Первой российской революции.

 

Задание 7

Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями (авторами): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

А)  храм Христа Спасителя в Москве

Б)  кинофильм «Ностальгия»

В)  икона «Троица» из Троицкого собора

Троице-Сергиева монастыря

Г)  сборник «Великие Четьи-Минеи»

 

СОЗДАТЕЛЬ (АВТОР)

1)  К. А. Тон

2)  Андрей Рублёв

3)  митрополит Макарий

4)  А. А. Вознесенский

5)  А. А. Тарковский

6)  митрополит Иларион

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Пример: (A-1, B-2 и тд.)

 

Задание 8

Рассмотрите изображение и выполните задание.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=136019

Заполните пропуск в предложении: «Военнослужащий, изображённый на данной марке, пал смертью храбрых в тысяча девятьсот ______________году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

 

Задание 9

Рассмотрите схему и выполните задание.

Заполните пропуск в следующей фразе: «Изображённое на схеме под цифрой 1 государство  — это Великое княжество ________________».

 

Рассмотрите схему и выполните задания 9−12.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=18606

 

Задание 10

Рассмотрите схему и выполните задание.

Напишите название города, который обозначен на схеме цифрой «3».

 

Задание 11

Рассмотрите схему и выполните задание.

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название государства, которое пропущено в этом тексте.

«На юге русские княжества граничили с государством _______________.»

 

Задание 12

Рассмотрите схему и выполните задание.

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  Земля, центром которой являлся город, обозначенный на карте цифрой «3», отличалась сильной княжеской властью.

2)  Правители княжества, обозначенного на схеме цифрой «2», были одними из основных противников Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение Владимирское.

3)  В обозначенном на схеме под цифрой «4» сражении войско Орды возглавлял тёмник Мамай.

4)  В обозначенном на схеме под цифрой «4» сражении русское войско потерпело жестокое поражение от войск ордынцев.

5)  В том же веке, к концу которого сложились границы Великого княжества Московского, отображённые на схеме, правил московский князь Иван III.

6)  Через два года после сражения, обозначенного на схеме цифрой «4», ордынские войска взяли и сожгли Москву.

 

Задание 13

К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

...А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

 

 

Задание 14

Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из письма российской императрицы.

«С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек,  — это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это  — дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

 

Задание 15

Укажите название памятника архитектуры, который изображён на иллюстрации.

Используя изображение, укажите к какому архитектурному стилю (типу) относится данный памятник.

Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=6677

 

Задание 16

Какой из представленных ниже культурных объектов был создан в честь крупной победы правителя, в честь которого был заложен памятник архитектуры, изображенный на иллюстрации? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот культурный объект. Назовите автора данного культурного объекта.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22183

 

Задание 17

Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)  «В моем расчёте было всего три человека: я и наводчик Ахмет Шеринов  — бывалые солдаты, дравшиеся уже за такие плацдармы на Днепре, Днестре, Висле,  — и один молодой боец, который начал воевать только в Польше,  — Иван Терентьев, девятнадцати летний уралец, маленький и плотный, как кубышка, известный всему нашему полку по прозвищу «Пан-Иван». Он сам назвал себя так, когда прибыл к нам в Польшу, и тут же, весело подмигнув, добавил:

— Не смотрите, что маленький  — на большие дела гожусь.

Осетин Шеринов по характеру был совсем другой человек  — никогда не шутил, любил уставной язык. Он давно воевал, но всегда в бою был строгий, сосредоточенный, а Терентьев с первого дня стал воевать легко, весело, как будто он родился на войне. Шеринов не понимал иноземных обычаев, а Терентьев и в Польше чувствовал себя, как дома, и в Германии для него ничего удивительного не было...

Мы получили приказание экономить снаряды. Но как мы не экономили снаряды, к вечеру их осталось всего с десяток, а между тем пехота противника, то и дело поднимавшаяся в контратаку, была уже в ста пятидесяти метрах от нас. Вдруг из Ортвига опять вышли немецкие танки. Прошу по телефону снарядов, а командир дивизиона майор Турбин отвечает, что снаряды будут только к утру, и предупреждает, что на нас смотрит вся страна.

— Помните, что вы держите трамплин для прыжка в фашистское логово,  — сказал он.»

Б)  «Самые трудные бои на подступах к _______ наша часть вела в излучине рек Одер и Варта, у крепости Кюстрин.

Сначала мы подошли к Кюстрину с той стороны, где местность была затоплена. Там есть дамба. На всём своём протяжении она была занята боевым охранением противника. Когда мы в ночной тьме внезапно появились на насыпи, возвышающейся над водой, немцев, сидевших в боевом охранении, охватил такой ужас, что они не смогли сопротивляться и полностью сдались в плен. Мы достигли окраин Кюстрина и вели здесь тяжёлые бои. С утра до вечера над дамбой висели немецкие самолёты, обстреливающие из крупнокалиберных пулемётов единственную дорогу, по которой шло к нам из тыла боепитание и пополнение людьми. Всё-таки мы закрепились на окраине города.

Рота, в которой я был комсоргом, наступала на здание юнкерского училища, стоявшего на окраине города. Подступы к этому бастиону противника прикрывало несколько дзотов. Дзот, оказавшийся на участке нашей роты, встретил нас пулемётным огнем с короткой дистанции. Роте пришлось залечь, не добежав до дзота около ста метров.

Это нас страшно ожесточило. Всё неудержимо пробивались вперёд, а вот тут какой-то проклятый гитлеровский пулемётчик прижал нас к земле  — лежим, и головы поднять не можем. Конечно, мы бы смели со своего пути этого пулемётчика, кинувшись всей ротой вперёд. Но сколько бойцов погибло бы при этом, не добежав до дзота! Надо было что-то предпринять, и немедленно. Ведь мы лежали на открытом поле в ста метрах от дзота, под пулемётным огнем, поражавшим одного бойца за другим. И вот мы увидели, что кто-то поднялся, махнул рукой лежавшим рядом с ним трём бойцам и они тоже вскочили. Все четверо побежали, делая зигзаги, в сторону дзота, из амбразуры которого непрерывно вырывалось смертоносное пламя. Нам сразу стало ясно: эти смельчаки пошли на верную смерть, чтобы открыть путь всей роте»

Укажите название стратегической наступательной операции Красной Армии, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите фамилию любого командующего одним из фронтов Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.

 

Задание 18

Взойдя на престол, император Александр I заявил о стремлении поддерживать нейтралитет России в европейских делах. Но уже через четыре года Россия приняла участие в формировании очередной антифранцузской коалиции. Укажите три любые причины конфликта России и Франции.

 

 

Задание 19

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «дружина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

 

Задание 20

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении русского дворянства в последние годы царствования Петра I и Александра II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

 

Задание 21

Согласно летописи в 862 г. ильменские словене пригласили к себе варягов. А в 1066 г. нормандский герцог Вильгельм высадился с войском на территории Англии. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события привели к важным последствиям для развития восточнославянского общества и Англии соответственно: один аргумент для восточнославянского общества, один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для восточнославянского общества: _________________________

Аргумент для Англии: ______________________________________________

 

Категория: История | Добавил: mihail_vitebskiy3 (18.07.2023)
Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
uCoz