Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.
— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.
Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!
— Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
В приведённом фрагменте душевные качества Матрёны противопоставлены бездушию бюрократов. Каким термином обозначается подобное противопоставление?
Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
A) Фаддей
Б) Ефим
B) Игнатич
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) председатель колхоза
2) приезжий, учитель математики
3) муж Матрёны, пропавший на войне
4) брат Матрёниного мужа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Пример: (A-1, B-2 и тд.)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В произведении А. И. Солженицына «Матренин двор» _____ праведника, в роли которого выступает главная героиня Матрёна, является ключевым. По жанру «Матрёнин двор» является ______.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?
5.2. В одном из читательских отзывов о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» сказано: «История про жизнь, про настоящих и ненастоящих людей, про доброту и понимание, про корысть и жестокость». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором отображён конфликт «частного» человека и государства. Чем оно схоже (или чем различается) с «Матрёниным двором»?
Стихотворение А. Н. Апухтина написано ямбом — стихотворным двусложным ______ с ударением на втором слоге. Способ рифмовки АВАВ, используемый поэтом, называется _______.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.
* * *
Волшебные слова любви и упоенья
Я слышал наконец из милых уст твоих,
Но в странной робости последнего сомненья
Твой голос ласковый затих.
Давно, когда, в цветах синея и блистая,
Неслася над землёй счастливая весна,
Я помню, видел раз, как глыба снеговая
На солнце таяла одна.
Одна... кругом и жизнь, и говор, и движенье...
Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи...
И в полдень снега нет, и радость обновленья
До утра пели соловьи.
О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,
О, сбрось последний снег, растай, растай скорей...
И я тогда зальюсь такою песней нежной,
Какой не ведал соловей!
(А.Н. Апухтин, 1859)
Две первые строчки последней строфы стихотворения начинаются с одного и того же слова. Как называется эта стилистическая фигура?
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. Н. Апухтиным в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).
1) эпитет
2) метафора
3) оксюморон
4) гротеск
5) литота
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём заключается смысл сравнения, лежащего в основе стихотворения А. Н. Апухтина?
10.2. Как эпитеты помогают создать настроение, возникающее при прочтении стихотворения?
Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Н. Апухтина?
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. В чём заключается драматизм любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
12.2. Какое место в системе персонажей «Обломова» занимает образ Захара? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
12.3. Какова роль образов-символов в раскрытии идейного содержания пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
12.4. Дуэль в русской литературе XIX века.
12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)