ЕГЭ по русскому языку. 2023 год. Вариант № 1

Задание 1

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот предлог.

Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался […] реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам. Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию. Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости. (А. Грин)

 

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ЧАС. Промежуток времени длительностью 60 минут. Лекция длилась ровно час.
  2. ЗВУК. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи. Глухие и звонкие звуки.
  3. ЩИТ. Предмет старинного вооружения в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от ударов, стрел. Вернуться со щитом (перен.: победить).
  4. ЭФФЕКТ. Действие, производимое чем-нибудь, следствие чего-либо. Лекарство не дало эффекта.
  5. ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Прямоугольная форма.

 

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте отмечается речевая многозначность слова, проявляющаяся в использовании слов в переносном значении и тропов. Именно благодаря этому на первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.
  2. С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: белый утренний час, тонкий пар и др.
  3. Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи.
  4. Изложение отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.
  5. Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.

 

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. еретИк
  2. наделИт
  3. пломбИровать
  4. цЫган
  5. эпИграф

 

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.

ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.

Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.

Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

 

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

 

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

  1. пара ЦАПЕЛЬ
  2. требуются ШОФЕРА
  3. БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ удар
  4. ЗАГЛОХШИЙ мотор
  5. ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами

 

 

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
  • Описанные в книге подвиги и приключения взволновали меня необычайно.
  • Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
  • Оценка риска для здоровья — это процесс установления степени выраженности и вероятности развития неблагоприятных эффектов, обусловленные воздействием факторов окружающей среды на здоровье.
  • Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
  • Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  • Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.
  • Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.
  • Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:(Пример A-2, Б-5 и тд..)

 

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. пол..гается, ск..чите, отр..сль
  2. накл..няться, г..релка, погл..щать
  3. разр..дить (обстановку), зам..сить (тесто), подв..сной (потолок)
  4. сн..мать, соч..тание, уб..рать
  5. уд..рёт, бл..стеть, пон..мание

 

 

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. пр..восходный, пр..норовиться, пр..клонить (колени);
  2. на..бровный, по..рыть (нору), по..метить;
  3. пр..чудливый, пр..града, пр..видение;
  4. не..быточный, не..деланный, ..даюсь;
  5. по..скать, с..грать, роз..ск.

 

 

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. канад..кий (клён), ткац..кий (станок)
  2. (звон) бубенч..ков, осва..вать (территорию)
  3. бич..вать (пороки), обесточ..ли (квартал)
  4. предприимч..вый (человек), сосредоточ..вать (внимание)
  5. (милый) добряч..к, суш..ные (фрукты)

 

 

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. посе..нный, взлеле..в
  2. щекоч..щий, противореч..щий
  3. обездвиж..нный, колебл..мся
  4. раска..вшись, дремл..щий
  5. замес..шь (тесто), движ..мый

 

 

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Человек, (не)ведающий, что творит.
Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.
Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
Это (не)законченная работа, а какие-то наброски.
 

 

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(СО)ВРЕМЕНЕМ собирательство П.М.Третьякова стало систематическим: он скупал старинные предметы искусства у антикваров и частных коллекционеров ТАК(ЖЕ) последовательно, как и современные.

(В)НАЧАЛЕ Шаляпин (ПО)НЕМНОГУ разучивал партию Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского.

(В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени в садах Древнего Востока вдоль всех дорожек проводили канавки с розовой водой, ЧТО(БЫ) испаряющийся запах розы сопровождал посетителей даже на воздухе.

Оттенки витража меняются (НА)ПРОТЯЖЕНИИ суток и в разное время года, ПОТОМУ(ЧТО) свет и цвет в этом виде искусства связаны неразрывно.

(ПО)ЭТОМУ поводу к Чехову в Ялту приехал М.Горький, и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов они говорили в гостиной.

 

 

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

 

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

  1. Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр.
  2. Павел I мог по совершенно незначительному поводу или откровенно клеветническому доносу жестоко расправиться с любым придворным.
  3. Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы.
  4. Грациозно закачаются гибкие концы папоротников и опять всё тихо.
  5. Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом и идеалом.

 

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

 

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3)

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь(4) были ж схватки боевые,

Да(5)говорят(6) еще какие!

Недаром (7) помнит вся Россия

Про день Бородина!

 

 

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

 

Задание 20

Расставьте все знаки препинания :укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.

 

Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Лена, великая сибирская река, является одной из самых длинных рек планеты. (2)Её водный путь начинается возле Байкала, затем река делает огромную излучину в сторону Якутска, после она устремляется на север и впадает в Море Лаптевых, образуя обширную дельту. (3)Река Лена делится условно на три части: верхнее течение до впадения реки Витим, среднее течение до впадения реки Алдан и нижнее течение до дельты. (4)В нижнем течении, после впадения Вилюя, Лена разливается во всю свою необъятную ширь. (5)Именно в этих местах она и становится по-настоящему великой сибирской рекой, вызывающей восторг и восхищение. (6)В своём верхнем течении Лена имеет все признаки горной реки, её течение быстрое и стремительное, русло извилистое, во многих местах попадаются пороги. (7)В среднем течении глубина составляет 10–12 метров, а русло значительно расширяется. (8)Далее Лена течёт по Приленскому плато, которое состоит из известняка и доломитов и характеризуется чрезвычайно своеобразными крутыми склонами. (9)В 100 километрах выше по течению города Покровска природа создала необыкновенные по красоте Ленские столбы — это многокилометровый комплекс могучих скал, нависающих над широкой водной гладью.

 

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Автор не согласен с мыслью о том, что патриотизм свойствен примитивным, недостаточно развитым людям.
  2. У некоторых людей утрачена способность к восприятию высоких чувств.
  3. Не может о сути патриотизма судить человек, сам не обладающий таким качеством, как любовь к Родине.
  4. Ульяна Громова действительно была серой троечницей.
  5. Чтобы стать героем, недостаточно грамотно писать.

(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах...». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага; если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук.

(6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.

(8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.

(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного... (13)Отсюда вывод: девушка - типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть...

(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого... (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.

(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.

(По А. Кузнецову*) * Андрей Николаевич Кузнецов (1920-1998 гг.) — писатель, участник Великой Отечественной войны.


 

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Предложение 23 содержит повествование.
  2. Предложение 8 подтверждает тезис, сформулированный в предложении 7.
  3. В предложении 10 представлено повествование.
  4. В предложении 21 представлено рассуждение.
  5. В предложении 3 представлено рассуждение.

 

Задание 24

Из предложения 3 выпишите медицинский термин (текст в задание 22).

 

Задание 25

Среди предложений 6-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (текст в задание 22).

 

Задание 26

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышления А. Н. Кузнецова проникнуты живой страстью, патетикой; мысль здесь неразрывно связана с чувством. Горячую эмоциональность усиливает троп  — (А)_____ (например, «отмыть душу от житейского» в предложении 15)  — и синтаксическое средство  — (Б)_____ (например, в предложении 6). Лексическое средство  — (В)_____ («высокому и священному»  — «житейского, суетного, пыльного, мелкого» в предложении 15)  — отражает столкновение разных взглядов, придавая тексту полемическое звучание. Многочисленные (Г)_____ (например, «о безгласной рыбе» в предложении 3) не столько служат изобразительным целям, сколько выражают авторские чувства».

  1. эпитеты
  2. слова разговорного стиля
  3. риторические восклицания
  4. метафора
  5. сравнение
  6. гипербола
  7. контекстные антонимы
  8. парцелляция
  9. ряд однородных членов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:(Пример A-2, Б-5 и тд..)

 

Категория: Русский язык | Добавил: mihail_vitebskiy3 (06.07.2023)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
uCoz