Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет, одни товарищи из класса врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно. Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (По Даниилу Александровичу Гра́нину) 199 слов
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) язык – зеркало (предложение 1) 2) которые казались важными (предложение 2) 3) существует множество названий снега (предложение 3) 4) состояние, цвет важны (предложение 4) 5) язык отражает (предложение 5)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1.
1 Источником языкового материала для задания 4 могут быть не только предложения из микротекста к заданиям 2, 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. 2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. 3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. 5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире2.
2 В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И3.
3 На месте буквы И в задании 7 может быть любая другая гласная буква русского языка.
Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра» ‒ старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал перелистывать страницы, разглядывая картинки… (3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт. (4)Видимо, дедушка решил, что, если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (5)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у. (6)Журка сперва сам не знал, чего испугался, хотя нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (7)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (8)Развернул большой тонкий лист… (9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами: «(10)Журавлик! (11)Книги на этих полках – тебе. (12)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (13)Я их очень любил. (14)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (15)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику, помнишь? (16)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (18)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (20)Про то, как он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева… (22)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (24)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же. (25)И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. (26)Может быть, эти книги помогут тебе взлететь. (27)Журка, вспоминай меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись летать высоко и смело! (30)Ты сумеешь. (31)Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что? (33)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что правы. (36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по- своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами. (38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (41)Никогда не писал длинных писем. (42)Никому. (43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто рвётся нить… (45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев». (46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал… (По В.П. Крапивину*) * Владислав Петрович Крапивин (1938‒2020) – советский и российский детский писатель.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.