22-26. Задания для работы с текстом. Блок № 1 (ЕГЭ, 5*2).

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

 

Задание 22

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Люди, которые играют в шахматы, быстро приобретают способность принимать быстрые и точные решения, основанные на детальном анализе сложившейся ситуации.

2)  Кутузов не отдавал приказа об отступлении, потому что, в отличие от многоопытного Барклая, не имел полного представления о том, что происходит на поле битвы.

3)  Исход сражения определяется теми внутренними чувствами, самоотверженностью и отвагой, которые живут в душе каждого солдата, и Кутузов это понимал.

4)  Кутузов во время Бородинского сражения ощущал себя в положении гроссмейстера, который осознал невозможность оказывать влияние на ход игры.

5)  Историю можно считать учебником жизни.

 

 (1)О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

 (3)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

 (7)Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать... (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

 (22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди  — это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (33)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных.

 (36)«Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!»  —говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

 (37)История  — это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков,  — это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность  — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

(По И. Бардышеву*)

* Игорь Тимофеевич Бардышев (род. в 1957 г.)  — современный прозаик, автор многочисленных публицистических статей.


 

Задание 23

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

2)  В предложениях 30–31 представлено описание.

3)  В предложениях 37–38 содержится рассуждение.

4)  Предложения 33–34 объясняют содержание предложения 32.

5)  Предложение 7 содержит описание.

 

 

Задание 24

 Из предложения 8 выпишите фразеологизм.

 

Задание 25

 Среди предложений 2–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Задание 26

 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Напряжённые раздумья автора переданы с помощью такого приёма, как (А)_____ (предложения 5—6, 22—23). Эмоциональное звучание текста усилено с помощью такого синтаксического средства, как (Б)_____ (например, предложения 16—20). Использованные тропы: (В)_____ (например, «воля парализована страхом» в предложении 20, «о самоотверженность и отвагу солдата может разбиться план» в предложении 34) и (Г)_____ («хитроумный план» в предложении 34)  — придают авторским суждениям яркость и убедительность».

Список терминов:

1)  риторическое обращение

2)  метафора

3)  синонимы

4)  эпитет

5)  вопросительные предложения

6)  вопросно-ответная форма изложения

7)  диалектизм

8)  ряд однородных членов

9)  разговорное слово

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:(Пример A-2, Б-5 и тд..).

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

 

Задание 22

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.

2)  Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.

3)  Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.

4)  Слова-штампы не безвредны: они ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.

5)   Канцелярит—злокачественная болезнь нашей речи.

 

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

— (2)Пожалуйста,  — вполне серьёзно говорит он крохе,  — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3)Сие  — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое  — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это  — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась  — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки  — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно  — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991)  — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

 


 

Задание 23

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  В предложениях 21-23 представлено рассуждение. .

2)  В предложениях 4-7 представлено рассуждение.

3)  19 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4)  Предложения 16, 20 подтверждают суждение, высказанное в 12 предложении текста.

5)  В предложении 16 нет примера для подтверждения предложения 15.

 

 

Задание 24

 Из предложений 7-11 выпишите фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа».

 

 

Задание 25

 Среди предложений 8-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 

Задание 26

 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Нора Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутьё переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать своё отношение к этому явлению, Н. Галь использует такие тропы, как (А)_____ (предложения 8 и 13—14), (Б)_____ («убийственный» в предложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14), такие синтаксические средства выразительности, как (В)_____ (предложение 23), (Г)_____ (предложение 12), которые придают тексту эмоциональность, отражая непримиримость автора.

Список терминов:

1)  развёрнутая метафора

2)  гипербола

3)  лексический повтор

4)  анафора

5)  эпитеты

6)  сравнительный оборот

7)  риторический вопрос

8)  термины

9)  ряд однородных членов

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:(Пример A-2, Б-5 и тд..)

 

 

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: wbv71 (21.07.2023)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
uCoz